Костюм духовенства и монашеских орденов средневековой Европы

Матчасть

Средневековый церковный костюм – это сложная знаковая система, которая формировалась на протяжении тысячи лет, трансформируясь из позднеантичной гражданской одежды в строго регламентированное литургическое облачение. В период с V по XV век одежда клириков прошла путь от простой туники до роскошных парчовых риз, украшенных золотым шитьём Opus Anglicanum. Разделение на «белое» (приходское) и «чёрное» (монашеское) духовенство породило две параллельные традиции костюма: одну – призванную отражать величие Божественной литургии, и другую – символизирующую смирение и отказ от мирских благ.

Костюм духовенства и монашеских орденов средневековой Европы

Генезис литургического облачения

Основой для священнических одежд послужил гражданский костюм греко-римского мира. В первые века христианства священнослужители во время богослужения носили ту же одежду, что и миряне, но в её лучшем, «праздничном» варианте. Консервация форм произошла в эпоху варварских королевств: пока светская мода германских народов менялась, церковь сохранила античный крой, сакрализировав его. К IX веку окончательно сформировался канон, разделивший одежды на нательные (альба, амикт) и верхние (казула, далматика).

Нижние литургические одежды

Базовым элементом для всех ступеней иерархии стала альба (лат. tunica alba – белая туника) – длинная льняная рубаха до пят, с узкими рукавами. В отличие от светских рубах, альба всегда изготавливалась из белёного льна, символизируя чистоту души. Подол и манжеты часто украшались «аппарелями» – прямоугольными кусками парчи или вышивки, которые нашивались поверх ткани, так как кружева вошли в обиход лишь к концу Средневековья.

Поверх альбы надевался амикт (лат. amictus) – прямоугольный плат из льна. Изначально он служил шейным платком, защищавшим дорогие верхние ризы от пота, но со временем приобрёл значение «шлема спасения». Священник сначала возлагал его на голову, а затем спускал на плечи, образуя подобие воротника, скрывающего обычную одежду.

Цингулумом (поясом) альба подпоясывалась на талии. Это был плетёный шнур, часто с кистями на концах, который фиксировал складки туники и символизировал воздержание и чистоту.

Верхние одежды и знаки сана

Главным богослужебным облачением пресвитера стала казула (лат. casula – домик), или фелонь. Она произошла от римской пенулы – дорожного плаща без рукавов с отверстием для головы. В раннем Средневековье казула имела форму колокола («колоколообразная казула»), полностью закрывая руки священнослужителя. Из-за тяжести плотных тканей (шерсти, а позже парчи) боковые части приходилось приподнимать, чтобы освободить руки для совершения таинств. К XIV веку это привело к изменению кроя: бока начали подрезать, и казула приобрела форму, напоминающую скрипичный футляр или щит.

Диаконы носили далматику (лат. dalmatica) – тунику с широкими рукавами, пришедшую из римской провинции Далмация. Изначально это была одежда византийской аристократии. Далматика отличалась от альбы более коротким подолом и разрезами по бокам. Она богато декорировалась вертикальными полосами (clavi) и вышивкой. Епископы под казулу часто надевали тонкую далматику, символизируя полноту священства.

Важнейшими знаками иерархического достоинства служили:

  • Стола (епитрахиль) – длинная лента, произошедшая от ораря (платка для отирания уст). Священники носили её скрещённой на груди, епископы – свисающей прямо.
  • Манипул – узкая лента, надеваемая на левое предплечье. Ведёт происхождение от mappa – церемониального платка, которым римские консулы подавали знак к началу игр. В Средние века манипул стал обязательным элементом, символизирующим бремя служения и плоды добрых дел.

Понтификальные инсигнии и головные уборы

Епископское облачение включало специфические предметы, недоступные пресвитерам. Эти элементы подчёркивали княжеский статус прелатов в феодальной иерархии.

Эволюция митры

Митра (греч. mitra – повязка) претерпела наиболее радикальные изменения. До X века епископы не имели специального литургического головного убора. Ранние формы митры (XI век) напоминали мягкую шапочку с двумя невысокими рожками (cornua) по бокам. К XII веку рожки переместились на переднюю и заднюю части, а сама митра стала жёсткой.

В XIII–XIV веках митра начала расти вверх. Из скромного убора она превратилась в высокую конструкцию треугольной формы, богато украшенную жемчугом и драгоценными камнями (mitra pretiosa). Сзади к ней крепились две ленты (infulae), ниспадающие на плечи – рудимент древней завязки.

Папская тиара

Головной убор римских понтификов развивался изолированно. Изначально это был высокий белый колпак (camelaucum). В IX веке к нему добавился первый венец (корона) как знак светской власти Папы над Папской областью. При Бонифации VIII (ок. 1300 г.) появился второй венец, а вскоре и третий. Так сформировался трирегнум – тройная корона, символизирующая тройственную власть Папы: отца царей, правителя мира и викария Христа. Тиара использовалась только в торжественных процессиях, но никогда – во время литургии, когда Папа, как и любой епископ, надевал митру.

Обувь и перчатки

Епископы носили литургические чулки и сандалии (caligae). В отличие от монашеских сандалий, это была закрытая обувь из шелка или бархата, расшитая золотом, часто соответствующая литургическому цвету дня.

Понтификальные перчатки (chirothecae) появились в X веке во Франции и распространились по всей Европе. Их вязали из шелка или шили из ткани. На тыльной стороне ладони часто вышивался золотой медальон или крест. Перчатки символизировали чистоту рук, совершающих Евхаристию, и снимались перед началом евхаристического канона.

Монашеский костюм: цвета и ордена

Одежда монашествующих («регулярного» духовенства) строилась на принципах бедности и единообразия. Базовый комплект состоял из туники, скапулярия и кукуля. Скапулярий – длинный кусок ткани с прорезью для головы, свисающий на грудь и спину, – изначально служил рабочим фартуком, защищавшим тунику во время полевых работ, но позже стал знаком монашеского ярма Христова. Кукуль – просторный плащ с капюшоном и широкими рукавами – надевался для хора и торжественных моментов.

Отличительные черты облачений основных монашеских орденов
Орден Цвет облачения Материалы Характерные детали
Бенедиктинцы («Чёрные монахи») Чёрный Шерсть Широкие рукава кукуля, кожаный пояс. Чёрный цвет символизировал покаяние и смерть для мира.
Цистерцианцы («Белые монахи») Белый / Некрашеная шерсть Грубая шерсть без красителей Отказ от окрашивания ткани как протест против роскоши Клюни. Чёрный скапулярий надевался поверх белой туники.
Францисканцы (Минориты) Серый (позже коричневый) Грубое сукно Верёвочный пояс с тремя узлами (символ обетов: бедности, целомудрия, послушания). Капюшон пришит к тунике.
Доминиканцы (Братья-проповедники) Белая туника, чёрный плащ Шерсть Белая туника со скапулярием символизирует чистоту, чёрный плащ-каппа сверху – покаяние. Кожаный ремень с четками.
Картезианцы Белый Шерсть, власяница Боковые части скапулярия соединены полосами ткани (так называемые «связки»).

Женское монашество

Костюм монахинь копировал одежду вдов и замужних женщин раннего Средневековья, законсервировав её на столетия. Главным элементом был головной убор, скрывающий волосы и шею. Комплекс включал:

  • Вимпл (убрус) – полотно, охватывающее подбородок, щеки и шею.
  • Вуаль – чёрное или белое покрывало, закрепляемое поверх вимпла. Чёрная вуаль полагалась постриженным монахиням («профессам»), белая – послушницам.
  • Налобная повязка – жёсткая лента льна, создающая каркас для вуали. Этот убор делал видимым только лицо, символически «ограждая» чувства монахини от внешнего мира и подчёркивая её статус Христовой невесты.

Повседневный костюм клириков

Вне богослужения духовенство обязано было носить длинную одежду, отличающую их от мирян. Основным предметом была vestis talaris (одежда до пят) – прототип сутаны. В Средние века она ещё не имела современной формы с рядом пуговиц, а напоминала длинную тунику тёмного цвета (чёрного, темно-синего или серого).

Верхняя одежда: Каппа

Для выхода на улицу и пребывания в неотапливаемых храмах использовалась cappa clausa – закрытый плащ с прорезями для рук. IV Латеранский собор (1215) строго предписал клирикам носить именно закрытые плащи, чтобы избежать щегольства, свойственного светским плащам с рукавами и разрезами. Другим распространённым предметом была альмуция (almucia) – меховой капюшон с пелериной, закрывающей плечи. В холодное время года альмуция была незаменима для каноников, часами стоявших в сырых соборах во время оффиция. Часто она шилась из овчины, а у высшего духовенства – из беличьего меха или горностая.

Повседневные головные уборы

  • Пилеолус (pileus) – маленькая круглая шапочка (скуфья), прикрывающая тонзуру – выбритую макушку.
  • Койф – плотно облегающий белый чепчик с завязками под подбородком, который носили под более тёплыми шапками.
  • Биретта – появилась в позднем Средневековье. Изначально мягкая шапка, к XV веку она приобрела характерную квадратную форму с тремя или четырьмя гребнями, став знаком университетских докторов и судей, многие из которых были клириками.

Материалы и технологии: Opus Anglicanum

Высшим достижением средневекового текстильного искусства, связанным с церковью, стала английская вышивка – Opus Anglicanum. С XIII по середину XIV века английские мастерские производили облачения невероятной роскоши, которые экспортировались ко дворам Пап и королей. Особенностью техники было использование золотых и серебряных нитей в сочетании с цветным шёлком. Мастера применяли особый шов «в раскол» (split stitch) для проработки лиц святых, что позволяло создавать живописные эффекты, сравнимые с миниатюрой. Фон часто зашивался золотом в технике underside couching, когда шёлковая нить, прикрепляющая золото, выводилась на изнанку, создавая на лицевой стороне рельефный узор.

Ткани для облачений высшего клира – самит, камка, бархат – привозились из Византии, Италии и мусульманского Востока. Часто использовались восточные мотивы: парные грифоны, львы и растительные орнаменты, которые переосмыслялись в христианском контексте. Для подкладки и зимних облачений широко применялся мех. Несмотря на запреты, высшие прелаты носили подбитые горностаем и соболем мантии, в то время как рядовое духовенство довольствовалось овчиной или кошачьим мехом.

Регулирование и законы о роскоши

Церковь постоянно боролась с обмирщением клира через костюм. Соборные постановления регулярно запрещали священникам носить:

  • Двухцветную одежду (mi-parti), популярную среди мирян.
  • Одежду красного и зелёного цветов (считавшихся слишком вызывающими).
  • Остроносую обувь (пулены).
  • Короткие туники, открывающие ноги.

Законы о роскоши (sumptuary laws) регламентировали использование мехов. Например, английский статут 1363 года разрешал носить меха только прелатам высокого ранга и выпускникам университетов, имеющим доход с бенефиция. Рядовым капелланам предписывалось носить только простую шерсть. Тем не менее, изобразительные источники (надгробия, миниатюры) показывают, что приходское духовенство часто игнорировало эти запреты, стремясь подражать моде знати в крое рукавов или длине плаща.

Цветовой канон и литургический календарь

До XIII века выбор цвета облачений в Европе оставался хаотичным и зависел от богатства ризницы, а не от богословской системы. В одном диоцезе Пасху могли встречать в белом, в другом – в золотом или даже красном, символизирующем царское достоинство. Ситуацию унифицировал папа Иннокентий III, который в трактате De sacro altaris mysterio (ок. 1198 г.) закрепил римскую схему из четырёх основных цветов, ставшую стандартом для всего католического мира.

  • Белый – цвет чистоты и нетварного света. Использовался в праздники Господские (Рождество, Пасха), Богородичные и дни исповедников (святых, не бывших мучениками).
  • Красный – цвет крови и огня. Предназначался для дней мучеников, апостолов и Пятидесятницы (сошествия Святого Духа).
  • Чёрный – цвет скорби и покаяния. Надевался в Адвент, Великий Пост и на заупокойные мессы. Позднее, с конца XIII века, чёрный начал вытесняться фиолетовым (как смягчённый вариант траура), но в Средневековье чёрный доминировал.
  • Зелёный – «нейтральный» цвет, используемый в рядовые воскресенья, когда не было больших праздников. Он трактовался как цвет надежды и земного произрастания.

Существовали и локальные исключения. В Англии (Сарумский обряд) в Великий Пост часто использовали «пепельный» цвет (небелёный лён), а в Испании допускался голубой цвет для праздников Непорочного Зачатия, что в Риме считалось неканоничным.

Плувиал: от плаща до мантии

Если казула была исключительно евхаристической одеждой, то для процессий и торжественных молебнов использовался плувиал (лат. pluviale – «дождевой»). Изначально это был функциональный плащ с капюшоном, защищавший клириков от непогоды во время процессий вне храма. Однако к XII веку он превратился в роскошную церемониальную мантию, открытую спереди.

Эволюция капюшона на плувиале – яркий пример того, как функция уступает место декору. С XIII века реальный капюшон, который можно накинуть на голову, исчезает. Он превращается в декоративный треугольный лоскут на спине, а к XV веку – в огромный плоский щит (clipeus), богато расшитый золотом и жемчугом. Этот «щит» стал главным полем для сюжетной вышивки, где изображались сцены Страстей или жития святых. Спереди полы плувиала скреплялись морсом (лат. morsus – укус) – массивной застёжкой из золота или серебра, часто украшенной эмалями и крупными камнями.

Одежды хора: «Сверх мехов»

В холодных северных соборах Европы, где температура зимой опускалась ниже нуля, клирики не могли долго находиться в тонких льняных альбах. Они вынуждены были надевать меховые шубы (pelisse). Чтобы сохранить литургическое благолепие, поверх меха надевали широкую белую рубаху, получившую название суперпеллицеум (лат. superpelliceum – «сверх мехов»), или стихарь.

В отличие от узкой альбы, стихарь имел огромные рукава-крылья, в которые легко проходили руки в тёплой одежде, и был короче. Он стал стандартной одеждой для хористов и низшего клира. Высшее духовенство (епископы и каноники) носило его вариацию – рохетту (rochet). Рохетта отличалась узкими рукавами и часто украшалась богатой вышивкой или кружевом по низу, подчёркивая, что прелат не занимается физическим трудом и ему не нужны широкие рукава для удобства.

Униформа воинства Христова

Эпоха Крестовых походов породила уникальный тип костюма, соединивший монашеский аскетизм с рыцарской геральдикой. Духовно-рыцарские ордены использовали цвет как маркер идентичности «свой-чужой» на поле боя и в капитуле.

  1. Тамплиеры (Храмовники). Их устав, написанный под влиянием св. Бернара Клервоского, предписывал носить белый плащ, символизирующий переход от мрака греха к свету. Знаменитый красный крест на левом плече был дарован папой Евгением III в 1147 году как знак готовности к мученичеству. Носить белый плащ имели право только рыцари-братья; сержанты и оруженосцы носили чёрное или коричневое.
  2. Госпитальеры (Иоанниты). Изначально, как монахи, ухаживающие за больными, они носили чёрные мантии бенедиктинского типа с белым восьмиконечным крестом (символ восьми рыцарских добродетелей). Однако в XIII веке папа Иннокентий IV разрешил им надевать в бою красные сюрко (надкоттники) с белым крестом, чтобы отличать их от тамплиеров и делать заметными в сражении.
  3. Тевтонский орден. Заимствовал белый плащ тамплиеров, но заменил красный крест на чёрный, подчёркивая свою связь с немецкой традицией и строгостью.

Знаки высшей юрисдикции и телесность

Особым элементом костюма, стоящим над всеми украшениями, был паллий (pallium). Это узкая лента из белой шерсти, украшенная шестью чёрными крестами, которую папа и архиепископы носили поверх казулы. Паллий изготавливался по строгому ритуалу: шерсть брали от двух ягнят, благословлённых в день св. Агнессы (21 января), а ткали его монахини римского монастыря Санта-Чечилия. Лента фиксировалась на плечах тремя золотыми булавками (aciculae), символизирующими гвозди Распятия. Паллий был не просто одеждой, а юридическим знаком: архиепископ не мог осуществлять свои полномочия до получения паллия из Рима.

Физический облик клирика формировала тонзура. Она была не причёской, а религиозным актом, совершаемым при вступлении в клир. В Европе доминировала «Петрова» (римская) тонзура – выбритая макушка с оставленным венчиком волос, имитирующим Терновый венец. В раннем Средневековье в Британии и Ирландии существовала «Кельтская» (или «Симонова») тонзура, когда выбривалась передняя часть головы от уха до уха. Эта форма стала предметом ожесточённых споров на синоде в Уитби (664 г.), где римская партия победила, и кельтский вариант был запрещён как еретический.

Хранение и сбережение: Ковчеги для облачений

Драгоценные ткани средневековых облачений требовали специфических условий хранения. Золотые нити Opus Anglicanum были хрупкими: если сложить ризу пополам, металл мог переломиться и осыпаться. Поэтому в крупных соборах (Йорк, Солсбери, Уэллс) создавались специальные полукруглые сундуки (cope chests).

Эти массивные дубовые конструкции повторяли форму разложенного плувиала. Крышка часто открывалась с помощью сложной системы рычагов и противовесов. Диаметр такого сундука мог достигать 3 метров. Облачения укладывались в них стопками, переложенные льняной тканью, что позволяло сохранять форму и целостность вышивки столетиями. Сохранившийся сундук в Солсберийском соборе (ок. 1240 г.) – редкий пример мебели, спроектированной исключительно под требования костюма.


Музейное дело Словарь художника Хендмейд Современное искусство Скульптура Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт Образование Психология Философия Лингвистика
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock